Витамины | Рецепты | о здоровье | Сказки | Инновации | Думай иначе
Интересно

Способности

Психология. Способности

 


Способности человека

Слово “способности” имеет очень широкое применение в самых различных областях жизни.
Способностями называются такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.


Во-первых, под способностями разумеется индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. Никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Но в отношении способностей говорить о равенстве нельзя.

Во-вторых, под способностями разумеется не вообще всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как вспыльчивость, медлительность или вялость, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, не называются способностями, поэтому что их обычно не рассматривают как условия успешности выполнения какой-либо деятельности. Мы называем способностями музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для занятий музыкой. Мы называем способностью конструктивное воображение, выражающееся в том, что человек, глядя на чертеж, может представить себе, как будет выглядеть в готовом виде изображенная на нем машина, каково взаимоотношение ее частей, и т.п. Мы называем воображение способностью потому, что оно имеет важнейшее значение в деятельности конструктора, инженера. Мы назовем способностью наблюдательность, которая является ценным качеством писателя и ученого. Понятно, что мы говорим о идеальных примерах, так как в современном обществе способности имеют второстепенное значение для успешности человека. В современном обществе более важны влиятельные знакомства, высокое положение, принадлежность к влиятельным клановым сообществам и общественным объединениям.

Существенное значение имеет различение между способностями и знаниями, умениями, навыками.
Попытки сводить способности к знаниям и умениям неверны. Неумение отличить способности от знаний и навыков может приводить к разнообразным ошибкам. Примером может служить неудачная попытка знаменитого художника Сурикова поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились значительно раньше, но достаточных умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги не приняли Сурикова. Инспектор академии, просмотрев предоставленные им рисунки, заявил – “За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить”.

Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию.


Человек  может иметь навыки и умения в какой-то области, но не иметь способностей к ней.


Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но это не значит, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Во-первых, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Во-вторых приобретение этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний образует тормоз для их развития.

Существование деления образования на “элитное” и образование для “средних умов” как раз призвано утвердить неравенство между людьми. Но не на основе неравенства способностей, а на основе неравенства доступа к приобретению знаний и навыков. Это две разные вещи, весьма тонкие для понимания.

Но никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить выполнение деятельности. Одной наблюдательности, недостаточно, чтобы стать хорошим писателем. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит еще о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, также как наличие одного лишь воображения не говорит о том, что человек может быть хорошим конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от ряда способностей. Так, например для работы писателя первостепенное значение имеют и наблюдательность, и образная память, и ряд качеств ума, и способности, связанные с письменной речью, и способность к сильному сосредоточению внимания, способности сопереживать своим героям и др.


То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью к данной деятельности. Высокие ступени одаренности обозначаются словом талант. Гений – высшая степень и форма одаренности.


В этом определении надо подчеркнуть, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность не имел человек, но, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Одаренность определяет только возможность достичь успеха в той или другой деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.


В современном обществе человеку лишь в порядке исключения удается реализовать ту возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, которая дается ему его одаренностью.


Нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

С понятием способности очень часто соединяют признак врожденности. Говорят, что та или иная способность является врожденной, прирожденной, природной, данной от природы и т.д. Так например, Гете, касаясь вопроса о таланте к живописи, говорил – “Подлинный талант обладает врожденным пониманием форм, пропорций и красок, так что при некотором руководстве начинает быстро и правильно изображать”.

Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности – ранее и самостоятельное проявление этой способности, интереса к какой-либо области знания или деятельности.

Не следует смешивать два разных вида интереса – подлинный интерес к делу и интерес к своему успеху в этом деле. Бывают случаи, когда юноша или девушка думают, что они очень любят музыку или театр или какую-либо другую привлекательную профессию, и настойчиво стремятся поступить в музыкальное, театральное или другое училище или учебное заведение. На самом же деле они видят в музыке или театре и др. только поле деятельности, подходящее для того, чтобы показать себя. Ими руководит не столько любовь к искусству, сколько интерес к собственному успеху.

Врожденные задатки необходимо развивать, так как настоящие способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося главным образом в процессе воспитания и обучения. Процесс воспитания и обучения разумеется не ограничивается школьными классами. Главным учителем для нас является сама жизнь, во всей ее полноте.

Глубокая ошибка думать, что хорошие способности, большой талант человека избавляет его от необходимости работать, что талант заменяет труд. Наоборот чем талантливее человек, тем более сложные и ответственные задачи стоят перед ним, и разрешение таких задач требует исключительной трудоспособности.


Большая трудоспособность – самый важный, самый нужный и самый лучший талант.


Этим главным талантом можно заменить все остальные, если они по какой-либо причине отсутствуют. Но не бывает так что бы человек от рождения не имел вообще никаких талантов и способностей. Они всегда есть. Вопрос только в их развитии.


 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.