Витамины | Рецепты | о здоровье | Сказки | Инновации | Думай иначе
Интересно

Привычки

Психология. Привычки человека

Привычки, так же как и навыки человека, представляют собой автоматизированные элементы поведения. Отличаются они от навыков следующим – навык – это умение совершать автоматизированно, т.е без специального контроля сознания, те или другие операции.
Привычка – это тенденция или потребность совершать те или другие автоматизированные акты.

Навык мыть руки – это умение совершать этот процесс достаточно ловко и автоматизированно. Привычка мыть руки перед едой – потребность совершать этот акт, вследствие которой человек перед тем как сесть за стол почти машинально направляется к умывальнику и не должен специально вспоминать,  что перед едой следует вымыть руки.

Всякий навык или полезен, или по крайней мере безразличен. Привычки же могут быть как полезными, так и вредными. Навык, например умение свистеть не может быть сам по себе вредным, наоборот в известных жизненных ситуациях он может оказаться очень полезным. Привычка же свистеть безусловна вредна. Обладатель такой привычки может быть неприятен окружающим.

С другой стороны, полезные привычки имеют большую ценность в жизни человека. Они еще больше, чем навыки, освобождают сознание, обеспечивая автоматизацию не только техники выполнения некоторых необходимых в жизни актов, но и самого факта их выполнения. Полезно поддерживать порядок на своем рабочем месте, но еще полезнее превратить поддержание этого порядка в привычку, в силу которой человек непроизвольно – не думая и не заботясь об этом – кладет предметы на определенное место.


Большое значение имеет выработка полезных привычек и борьба с дурными, вредными привычками.


Чтобы сознательно выработать у себя желательную привычку, надо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения, действовать в определенном направлении. Еще строже нужно соблюдать это правило при искоренении нежелательных привычек. Только человек, способный вооружиться бесповоротной решимостью и умением последовательно проводить ее в жизнь, не давая себе никаких поблажек, может научиться управлять своим поведением.


Сознательное воспитание привычек требует сильной воли, но оно же является и лучшим средством воспитания воли.


 

Разрушение навыков

При длительном отсутствии упражнений навык начинает в большей или меньшей степени разрушаться. Чем сложнее навык, тем чувствительнее сказывается на нем этот перерыв. Так, например, даже очень хорошие летчики после длительного перерыва не рискуют вылетать в самостоятельный полет. Виртуозы в любой области должны постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свой навык на достаточной высоте.

Легче всего у человека разрушается слабо усвоенные навыки. Человек со сравнительно слабым знанием какого-либо иностранного языка испытывает сильно возросшие затруднения в технике чтения после перерыва в несколько месяцев.

Нарушения, вызванные перерывами в упражнениях, обычно легко устраняются. В некоторых случаях вслед за временным снижением продуктивности после перерыва в упражнениях наступает даже быстрый прогресс в развитии навыка.

Более сложные навыки, не доведенные до какой-либо определенной ступени развития, могут при отсутствии упражнений разрушиться в очень сильной мере.

Частным следствием отсутствия упражнений является деавтоматизация навыка. Выполнение деятельности в этих случаях вновь начинает требовать специально направленного на нее внимания. С другой стороны, пристальное внимание, обращенное на выполнение автоматизированного действия, является одной из причин нарушения его нормального выполнения. Так, ходьба значительно затрудняется, когда человек пытается сознательно контролировать каждое свое движение.

Сильно сказываются на навыках аффективные состояния. При сильном страхе прочные, хорошо автоматизированные навыки испытывают временные, а иногда и довольно стойкие нарушения.

Во всех случаях нарушения навыков сперва страдают сложные, менее развитые и позже приобретенные навыки и лишь затем более прочные и ранее приобретенные. Ту же закономерность мы наблюдаем и при разрушении навыков, наступающем при всевозможных патологических изменениях личности.


Существенной причиной, вызывающей разрушение навыка, может быть процесс интерференции.


 

Перенос и интерференция навыков

Как же влияют уже усвоенные навыки на возникновение новых? В жизни новые навыки всегда усваиваются на основе уже выработанных ранее. Влияние навыков друг на друга может сказаться в двух направлениях – прежде усвоенные навыки могут облегчить развитие новых или же, наоборот, тормозить их, задерживать их развитие.

Положительное влияние усвоенных навыков на усвоение последующих получило название переноса навыков. Перенос навыков объясняется прежде всего тем, что усвоение навыка в большей или меньшей степени оказывает общее влияние на психику человека. Результатом того, что человек овладел каким-то навыком, например, чтение или управление мотоциклом, является не только наличие этих навыков, т.е. возможность читать или пользоваться мотоциклом, но и развитие ряда других сторон психической жизни человека. Это обогащение новыми интересами и знаниями, дальнейшее развитие интеллекта, внимания, самообладания, решительности и т.п. Эти качества будут сказываться во всей дальнейшей деятельности данного человека. Поэтому, когда ему придется овладевать каким-либо новым навыком, то влияние ранее выработанных скажется в самых различных формах и направлениях.

Второй существенной основой переноса навыков является то, что новые навыки включают в себя действия, сходные с теми, какие были усвоены при овладении прежними навыками. Допустим, например, что человек, изучив один иностранный язык, начнет обучаться другому иностранному языку или, выучившись управлению мотороллером, начнет обучатся пилотированию самолета. Несомненно, что как в том, так и в другом случае новые навыки, которые он должен приобрести, включают в себя некоторые действия, уже усвоенные им ранее. В первом случае, например, таким общим моментом является умение анализировать звуки речи, произношение и т.п., во втором случае в новый навык входит умение распределять внимание, оценивать расстояния, быстрота реакции, навык обращения с механизмами, т.е. все то что необходимо как для мотоциклиста, так и для пилота.


Овладение каким-либо навыком может оказать иногда отрицательное влияние на усвоение последующих навыков. Это отрицательное действие одного навыка на усвоение другого называется интерференцией навыков.


Так, например, ранее усвоенное неправильное произношение или правописание какого-либо слова тормозит развитие навыка правильно произносить или писать это слово.

Сюда относиться прежде всего так называемое ассоциативное торможение. Сущность этого явления заключается в том, что если субъект заучивает с начало какой-либо определенный ответ на данный ему раздражитель, а затем ему приходиться заучивать уже другой ответ на тот же самый раздражитель, то заучивание этого второго ответа будет у него затруднено. Если заменить расположение символов на клавиатуре, то вполне естественно, что при наборе текста возникнут затруднения, так как ранее было усвоено другое расположение алфавита.

Когда такие новые навыки все же бывают усвоены, то во многих случаях обнаруживается другой вид их интерференции с прежними навыками, так называемое репродуктивное торможение. Заключается оно в том, что в итоге усвоения двух навыков человек в ответ на один и тот же раздражитель может действовать двумя различными путями, взаимно исключающими друг друга, благодаря чему у него возникают задержки в ответе или различные ошибки. Так даже после усвоения нового расположения алфавита на клавиатуре вместо необходимой буквы нажимают иногда другую, находящуюся на том месте клавиатуры, где раньше находилась нужная.


Важнейшим условием позволяющим избежать негативных явлений интерференции навыков, является сознательное усвоение нового действия. Чем лучше усвоены первые навыки, тем меньше они во многих случаях тормозят возникновение новых.


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.