Витамины | Рецепты | о здоровье | Сказки | Инновации | Думай иначе
Интересно

Интерес

суворов

Первое, что характеризует с психологической стороны человека, – это его интересы, в которых выражается направленность личности.


Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется вниманием. Под интересами мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает преимущественную тенденцию обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него “интерес к театру”, то под этим мы разумеем, что он стремиться возможно чаще бывать в театре, читать книги о театре, смотреть в интернете сайты посвященные театру, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, мысли его тоже направлены к театру.

В основе возникновения интересов лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек голоден, у него возникает “интерес к еде”, его помыслы сосредотачиваются на еде. Но такой “интерес” имеет временный характер и проходит, как только человек насыщается. В этом интересе не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности. Лишь у очень немногих людей интерес к еде является подлинным интересом, действительно характеризующим индивидуальность человека (обжора или повар, диетолог и др.)


Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание – скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.


Характеризуя направленность личности человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.


Очень яркие образы людей с предельно узкими и незначительными интересами можно найти в литературе и кинематографе. Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.


Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.

Широта интересов нисколько не исключает наличия какого-либо одного главного, центрального интереса. Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторой основной жизненной установкой.

Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, подчиненных одному резко выраженному центральному интересу. С самых ранних лет обнаружились у него интерес и склонность к военному делу, превратившиеся в подлинную страсть. Подростком, находясь еще в деревне, в отцовском доме, он подчинил свою жизнь подготовке к военной деятельности – прочел все доступные ему книги по военной истории и технике, проводил большую часть времени в решении тактических задач, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. И в течение всей жизни, целиком посвященной военной работе, Суворов никогда не упускал случая обогатить свои познания в любой из военных специальностей. В 60 лет он специально занялся изучением морского дела и сдал экзамен на мичмана.

Но наряду с этим Суворов интересовался буквально всеми областями знания, все свободное время до старости читал и учился и в результате этого был одним из образованнейших людей своего времени. Он хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял он изучению языков. Он знал – немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский. Особенно большое место в кругу его интересов занимала художественная литература. Он не только постоянно читал произведения лучших писателей и внимательно следил за текущей литературой, но и сам писал стихи. В молодости он напечатал два довольно крупных произведения. Исключительная широта интересов и безграничная любознательность принадлежали к числу самых характерных черт великого русского полководца (кто не знает кто это Суворов)

Несомненно что Суворов был творческим человеком. Творческой деятельностью в собственном смысле называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Создание художественного произведения, научное исследование или изобретение, разработка полководцем плана операции – типичные примеры творческой деятельности.


Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но не надолго. Один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропроходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими, таких людей называют обычно людьми увлекающимися.

Такого рода быстрая смена интересов, носящих характер увлечений, допустима в юные годы, когда человек еще не нашел основного, центрального интереса своей жизни и как бы пробует себя, испытывает свои вкусы и склонности. Но, становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращается в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности  кроме как в рекламе.


Необходимо отметить еще одну особенность интересов – их действенность, или силу.


Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает свое внимание на каком-нибудь предмете, если этот предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того чтобы человек слушал рассказ или смотрел фильм, но он не может побудить человека активно, по собственной инициативе, икать других источников в этой области. Крайняя степень пассивности интереса выражается в том, что человек по отношению к интересующему его предмету ограничивается одними намерениями заняться им – “надо будет сделать”, “хорошо бы сделать” и т.п. У многих людей такого рода намерения остаются навсегда нереализованными, несмотря на отсутствие каких бы то ни было внешних препятствий.

В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать ему удовлетворения и становиться  сильнейшим мотивом деятельности. Движимый таким интересом, человек может преодолеть всякие препятствия и идти на любые жертвы. Это так называемое непреклонное намерение известное по Карлосу  Кастанеде.

Интерес к военному делу, достигший у Суворова исключительной действенной силы еще в детские годы, победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе, и отсутствие какой бы то ни было помощи в изучении военного искусства. Жизнь Ломоносова представляет собой сплошной подвиг, главной движущей силой которого были необычайной силы интерес и любовь к науке.


С ростом и взрослением личности меняются и интересы. Например на первом году жизни это яркие, красочные предметы, звуки издаваемые предметами. Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет.

Дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.

Как на особый интерес, характерный для дошкольного возраста, но прочно сохраняющийся и на более поздней ступени развития, вплоть до взрослого возраста, надо указать на интерес к смешному, комическому. Смешные рассказы, рисунки, комические представления – все это, если только оно является доступным пониманию ребенка, привлекает его в большей мере.

С дальнейшим взрослением, например в юношеском возрасте, возникают различные мировозренческие интересы, становятся интересы вопросы морали, возникает интерес к смыслу того, что он или она видит. Молодежь настойчиво ищет ответы на вопросы.


Формирование интересов в любом возрасте определяется не какими-либо собственными, внутренне ему присущими закономерностями, а зависит от условий жизни ребенка, подростка и юноши и в первую очередь от воспитания в учебном заведении и на ранних периодах детства в семье.
Особенно важно развивать и формировать, как и привычки, хорошие интересы, а не плохие.


Воспитанию интересов должно уделяться исключительное внимание.


Деятельность является основой возникновения интереса, его углубления, большей устойчивости и целенаправленности. Огромную роль играет интерес самого воспитателя интересов. “Воспитателю интересов” должно быть самому интересно то к чему он вызывает интерес. Большое значение имеют и чувства, волнующие и пробуждающие, придающие эмоциональную окраску всему процессу…



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.