Витамины | Рецепты | о здоровье | Сказки | Инновации | Думай иначе
Интересно

Воля

Воля человека. Развитие воли

Человек не только познает мир, но и воздействует на него с целью осуществления задач, которые ставит перед собой. Это находит свое выражение в многообразии действий человека, включающих в себя и различные движения, выполняемые им.

Движение людей бывают непроизвольными, совершаемыми без заранее сознательного поставленной цели, и произвольными, осуществляемыми  сознательно и направленными на достижение сознательно  поставленных целей.

Наиболее характерны для человека сознательные движения, направленные на достижение поставленной цели, т.е. произвольные движения.

Обычно мы не производим отдельных самостоятельных движений, а выполняем ряд движений, направленных на достижение единой цели объединенных в одно целое. Такое сочетание или целая система движений, связанных между собой общей целью и единым мотивом, называется волевым действием человека.

Мы называем направленные на достижение сознательно поставленной цели действия волевыми, потому что они являются выражением воли, которая представляет собой сознательную целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего своей сложностью. Более сложные действия включают в себя ряд других более простых волевых действий. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставиться нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение цели требует выполнения ряда действий, каждое из которых только частично приближает нас к цели, делая возможным осуществление следующих действий, пока, наконец, не будет выполнено то, которое уже само по себе приводит к цели.


В жизни нам приходиться выполнять действия большой сложности, осуществляемые в течение продолжительного времени.

Сложные волевые действия выполняются по определенному плану и обычно требуют нередко длительного, тщательного, всестороннего обдумывания.

Характерным для ярко выраженных волевых действий является то, что они связаны с преодолением препятствий, внутренних или внешних. Внутренним препятствиями являются побуждения, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение прямо противоположных ему действий, например – хочется пойти погулять, в то время как нужно приняться за работу, не хочется встать с постели, в то время как пора уже вставать. В качестве внутреннего препятствия выступают часто усталость, некоторые привычки, нежелание затратить волевое усилие, инертность. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы, всякого рода помехи и сопротивления со стороны других лиц, мешающие выполнению данного действия. Выполнение волевого действия во всех этих случаях связано с особым усилием, которое носит название волевого усилия.


Преодоление препятствий требуется иногда даже при выполнении очень простых действий. В состоянии утомления нам трудно бывает иногда выполнить даже такое простое действие , как, например, взять со стола нужную нам вещь, пересесть на другой стул и т.п. Чем сложнее волевое действие, тем больше препятствий может быть на пути его выполнения и тем больше может потребоваться усилия для преодоления этих внешних и внутренних препятствий.

Важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели играет сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее, сознание своего долга.

Если цель имеет для нас особый смысл или она имеет важнейшее общественное значение, целиком сознаваемое нами, определяющее собой настойчивое стремление достичь ее и сознание нами своего долга, мы бываем способны к преодолению огромных препятствий.

О воле человека судят прежде всего по тому, насколько он может справиться с трудностями, возникающими на пути к достижению поставленной цели, добиться осуществления цели, несмотря на большие препятствия, стоящие на пути к ней, преодолеть все затруднения как внешние, так и внутренние, мешающие достижению этой цели.


Воля людей неразрывно связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Когда мы говорим о воле, мы разумеем под этим сознательную целеустремленность человека. Сознательность же требует мыслительных процессов. Мышление осуществляется в сознательном выборе цели, так и в подборе средств достижения. Прежде чем начать действовать, мы должны обдумать, что именно и как мы должны сделать, зачем это надо желать, каковы будут следствия нашего поступка, как преодолеть затруднения, которые встретятся на нашем пути. Мы должны ясно понять цель наших действий, наилучшие способы ее достижения, учесть возможные результаты, наметить план их выполнения. В этом смысле воображение являет собой незаменимый инструмент.

Без участия мышления волевое действие было бы лишено сознательности, т.е. перестало бы быть волевым действием.

Важнейшая роль мышления в волевых действиях непосредственно вытекает уже из того, что воля должна быть подчинена сознанию человека. Мы должны уметь сознательно регулировать свое поведение, сознательно осуществлять власть над собой, над своими действиями, сознательно подчинять свои побуждения рассудку, доводам разума.


Начальным моментом волевого действия является сознание цели действий, связанной с тем или иным мотивом деятельности, и стремление к достижению этой цели. При ясном сознании цели действий и мотива, вызывающего их, стремление к цели называется желанием.

Когда мотив действия не осознается, или же осознается смутно, такое стремление к действию называется влечением.

Ясность цели, сочетающаяся с настойчивым стремлением к ней является одной из важнейших предпосылок успешного волевого действия. Чтобы добиться развития воли, нельзя довольствоваться смутными, неопределенными стремлениями, неясными влечениями, необходимо четко осознавать, что должно быть достигнуто в итоге действий, какая именно цель должна быть осуществлена.

Исключительно важную роль играет содержание цели, которая нами ставиться. Чем значительнее цель, чем выше ее значение, тем более мощное стремление может быть вызвано этой целью.

Внутренне волевое действие в не меньшей мере может свидетельствовать о сильной воле человека, чем какое либо внешнее действие или мышечное усилие. Воздерживаться от действия, если этого требует необходимость, – значит иногда затратить большие волевые усилия, проявить исключительно большую силу воли.

Итак, прежде всего надо выделить силу воли, которая заключается в умении преодолевать значительные трудности, встречающиеся на пути достижения цели. Значение этого качества человека исключительно велико. 

Среди различных проявлений силы воли надо особенно отметить выдержку и самообладание, как умение сдерживать себя, не допускать импульсивных, необдуманных действий. Нужно уметь владеть собой.

Еще одно важнейшее волевое качество – выносливость, или настойчивость воли, которая характеризуется тем, что человек в течение длительного периода стремится к достижению цели, невзирая на неудачи. Но от настойчивости, как положительного качества воли, надо отличать упрямство, как отрицательное качество человека. Упрямый человек стремится настоять на своем, невзирая на целесообразность данного действия. Упрямый человек, по существу, не владеет своей волей. Она не подчинена у него разуму. Его воля – неразумная воля. Но, тем не менее  упрямство бывает полезным и приносит свои результаты в самых тяжелых условиях на пути к достижению цели. Когда всё против человека, когда разум советует сдаться, только упрямство толкает вперед. Прекрасный пример такого качества мы видим в произведении Джека Лондона “Любовь к жизни”, где главный герой проявляет просто невероятное по своей силе упрямство.

Важное качество воли – решимость, заключающаяся в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и, когда это нужно, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь. Решимость проявляется не только в выборе действия, но и в выборе средств для его выполнения. Решительность не означает безрассудной смелости. Решительный человек умеет задерживать выполнение действия, если это необходимо. От решительности, как ценного волевого качества, надо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений и необдуманными поступками. Торопливость в принятии решений нередко объясняется нерешительностью, принятие решения для таких людей настолько сложный и мучительный процесс, что они стремятся скорее освободится от него.

Положительным волевым качеством человека является самостоятельность его волевой деятельности. Самостоятельный в своих действиях человек не боится сам принимать решения, если они требуются от него, не поддается попыткам склонить его к невыполнению принятого решения, если оно представляется ему правильным, обоснованным, не поддается чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами. Вместе с тем самостоятельный в волевом поведении человек умеет самокритически отнестись к своим действиям и поступкам, прислушаться к советам других людей, если эти советы представляются ему правильными, и обнаруживает беспрекословную дисциплинированность, когда от него требуется подчинение дисциплине.

Противоположным самостоятельности качеством человека, представляющим собой недостаток воли, является внушаемость, выражающаяся в том, что человек легко поддается чужому влиянию, даже тогда, когда оно расходится с его взглядами и убеждениями, не умеет критически отнестись к тому, что ему советуют или предлагают делать, слепо копирует других людей в своих действиях и поступках. Если у человека нет ни убеждений ни взглядов, если он не умеет самостоятельно мыслить он внушаем.

От самостоятельности воли надо отличать негативизм, представляющий собой немотивированную, необоснованную склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают основания для этого.

Как внушаемый, так и негативист обнаруживают слабость воли, так как ни тот, ни другой не умеют подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность, принципиальность его действий, выражающаяся в том, что все его действия и поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное.


Все эти волевые качества должны неразрывно сочетаться с высокой моральной направленностью его личности. Морально волевые качества человека имеют исключительно важное значение.


Все действия ребенка в раннем периоде развития носят подражательный характер, тесно связанный с легкой податливостью детей внушению. Ребенок дошкольного возраста склонен к подражанию действиям других и легко поддается влиянию окружающих людей. Эта особенность  носит рефлекторный характер. Поэтому важно что бы ребенок до определенного возраста находился в хорошей обстановке.

Собственные волевые действия и поступки ребенка становятся возможными лишь тогда, когда начинается непосредственный контроль над своим поведением. Для этого необходимо, с одной стороны, достаточное умственное развитие, а с другой – выработка у него тех морально-волевых установок, которые начинают играть определяющую роль в его поведении. И то, и другое складывается тогда, когда под влиянием обучения и воспитания значительно расширяется умственный кругозор детей, когда ребенок широко знакомиться с моральными нормами, общественными требованиями, а систематическое общение с товарищами формирует у него умение  соизмерять свои личные стремления с коллективом, к которому он принадлежит. Это и есть тот период, когда формируется проявления воли – целеустремленность, упорство, чувство ответственности за свои поступки, самокритика, инициативность, самостоятельность, самообладание, выдержка и др.


Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека.

Развитие же это у каждого человека имеет свои индивидуальные особенности, свойственные только данному лицу. (Гороскоп)


Каковы пути воспитания воли?

Во первых исключительная роль домашнего, семейного воспитания в младшем возрасте. Заложение основ. Многие недостатки волевого поведения детей, капризы, упрямство, нередко наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют как раз именно ошибки воспитания воли ребенка. Родители во всем угождают, балуют, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, не приучают сдерживать себя, подчинятся определенным правилам поведения.

Особенно велика роль школы, и это понятно. Коллектив, личность учителя и т.п.

Одно из необходимых условий воспитанию воли – создание строго определенного и правильного режима-распорядка всей жизни ребенка.


Воспитание воли должно заключаться в ее систематической тренировке. Такая тренировка должна проводиться в самых обыденных, повседневных жизненных случаях и бытовых мелочах…



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.